Муниципальный контракт

Муниципальный контракт

Для осуществления своей деятельности бюджетное учреждение закупает различные товары. При заключении договора поставки необходимо соблюсти требования Гражданского кодекса и Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Общие положения о договоре поставки.

В соответствии со ст. 526 ГК РФ по государственному (муниципальному) контракту на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд поставщик обязуется передать товары государственному (муниципальному) заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный (муниципальный) заказчик – обеспечить оплату поставленных товаров.

Следует отметить, что согласно новой редакции ст. 9 Закона о госзакупках с 01.01.2011 бюджетное учреждение от своего имени заключает не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор в порядке, предусмотренном ГК РФ и другими федеральными законами. В Законе о госзакупках государственный (муниципальный) контракт и гражданско-правовой договор бюджетного учреждения сведены в единое понятие – «контракт».

По общему правилу, установленному ст. 506 ГК РФ, сторонами договора поставки являются поставщик и покупатель. Однако в Законе о госзакупках используются термины «заказчик» и «исполнитель». Так, в соответствии со ст. 4 данного Закона бюджетное учреждение выступает заказчиком при размещении им заказов на поставки товаров независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Иными словами, при заключении гражданско-правового договора на поставку товаров используются понятия «заказчик» и «исполнитель».

В полномочия заказчика входит определение начальной (максимальной) цены контракта, его предмета и существенных условий, утверждение проекта контракта, документации торгов, определение условий торгов, их изменение и подписание контракта (п. 1 ст. 6 Закона о госзакупках).

В случае перемены заказчика его права и обязанности по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.

Другой стороной является поставщик – участник размещения заказа, с которым заключается контракт. В силу ст. 8 Закона о госзакупках участником размещения заказа может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Момент приобретения лицом статуса участника размещения заказа в Законе не определен. В судебной практике указывается, что участником размещения заказа может быть признано любое лицо – потенциальный поставщик товаров.

Например, Первый апелляционной арбитражный суд в Постановлении от 12.04.2010 по делу № А79-12574/2009 указал следующее. Лицо становится участником размещения заказа с того момента, когда оно в установленном порядке изъявило желание заключить государственный контракт. В зависимости от способа размещения заказа это может быть подача заявки на участие в конкурсе или аукционе, котировочной заявки. Вместе с тем из содержания данной нормы не следует, что участник размещения заказа – это лицо, подавшее заявку на участие в торгах. Закон прямо не связывает возникновение статуса участника размещения заказа с подачей заявки на участие в конкурсе, аукционе, котировочной заявки. Следовательно, участником размещения заказа может быть признано любое лицо, то есть потенциальный поставщик товаров для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которым соответствующая заявка не направлялась.

При исполнении контракта на поставку товара не допускается перемена поставщика, за исключением случаев, если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (п. 6.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

Следует отметить, что встречаются случаи, когда поставщик, исполнив обязательства по поставке товара, переуступает свое право требования от заказчика оплаты товара другому лицу на основании договора цессии. Суды считают, что в таком случае происходит замена кредитора в денежном обязательстве, а не замена стороны в контракте (Постановление ФАС УО от 10.02.2011 № Ф09-11229/10-С5).

Согласно ст. 527 ГК РФ договор поставки товара заключается на основе заказа на поставку товаров, размещаемого в порядке, предусмотренном Законом о госзакупках.

В соответствии со ст. 10 Закона о госзакупках размещение заказа может осуществляться следующими способами:

- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

- без проведения торгов: запрос котировок у единственного поставщика, на товарных биржах.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Наиболее простой формой размещения заказа на поставку товара является запрос котировок, однако цена контракта в данном случае не должна превышать 500 000 руб. В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона о госзакупкахразмещение заказа на поставку товаров для нужд заказчиков, которые производятся не по конкретным заявкам заказчиков, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечень товаров, размещение заказов на поставки которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р.

Если вам требуются услуги адвоката, "Гражданская Защита" готова взять на себя трудности разрешения ваших правовых вопросов и судебных споров, звоните по телефону 8 800 100 72 33 либо пишите info@rusurist24.ru и мы бесплатно проконсультируем или договоримся о встрече. Юридическую помощь оказываем на всей территории РФ.

ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА