Судебная автотехническая экспертиза подразделяется на несколько видов, обусловленных объектами исследования и применяемыми методами. К ним относится:
- Изучение причин дорожно-транспортного инцидента.
- Изучение техсостояния транспорта.
- Изучение следов на транспорте и локации произошедшего инцидента. Этот вид экспертизы называют транспортно-трассологической диагностикой.
- Изучение последствий происшествия для установления стоимости ремонта, включающего полное восстановление автотранспортного средства.
- Оценка транспортного средства и прочих ТС для вступления в права наследствования.
Главные задачи автоэкспертизы по изучению обстоятельств ДТП
- Скорость, с которой ехало автотранспортное средство до начала торможения. В расчет берут имеющиеся следы торможения.
- Выявляют остановочный путь транспорта в имеющихся условиях на дороге.
- Выясняют расстояние между точкой столкновения автотранспортных средств и местом, где возник риск для движения.
- Выявляют, имелась ли у водителя вероятность избежать ДТП с учетом имеющейся у него информации.
- Выясняют расстояние от точки аварии, на котором должен был находиться водитель для того, чтобы успеть затормозить и избежать происшествия.
- Узнают максимальную скорость транспорта, разрешенную на имеющемся промежутке видимости дороги.
- Уточняют критическую скорость транспорта на повороте имеющегося радиуса в соответствии с условиями заноса.
- Вычисляют потенциальную дистанцию в перпендикулярном направлении, при которой удастся сместить полосу движения транспорта при имеющихся данных о временном промежутке или отдаленности от точки столкновения.
- Вычисляют минимальное безопасное расстояния при движении транспорта с имеющейся скоростью.
- Обращаются к требованиям ПДД. Выясняют, каким из них водитель должен был следовать в сложившихся обстоятельствах.
Сведения, относящиеся ко всем типам ДТП
- Автодорожная часть. Важно оценить дорожное покрытие (оно бывает из асфальтобетона, щебня, грунта и т.д.): в каком состоянии оно находилось (сухое, влажное, покрытое льдом или снегом), уклон (он бывает горизонтальным, в виде спуска, иногда рассматривается подъем в градусах).
- Видимость по отношению к направлению движения, а так же видимость возникшего препятствия с учетом времени и локации ДТП.
- Автотранспортное средство. Берется в расчет его модель, состояние, число находившихся в нем людей перед аварией, итог контрольного торможения в точке ДТП.
- Продолжительность и характер следов от колес автомобиля.
- Если следов торможения не было обнаружено, то выясняют, какая скорость была у транспорта в момент движения.
- Время, которое требуется водителю, чтобы отреагировать в сложившейся ситуации и постараться избежать ДТП.
- Местонахождение места происшествия по отношению к границам проезжей части.
- Оснащенность дороги: имеются ли светофоры, разметки, стоят ли в нужных местах дорожные знаки и т.д.
Дополнительная исходная информация
При наезде на пешехода, двигающегося в перпендикулярном направлении:
- Время (также допустимо рассматривать тормозной путь, скорость), с которым пешеход двигался с момента появления риска для пешехода до момента происшествия.
- Рассматривают ту часть автомобиля, которой водитель задел при столкновении пешехода.
- Путь автомобиля при замедленной скорости до совершения наезда или после него.
Наезд ТС на пешехода, перемещающегося в параллельном направлении:
- Направление перемещения пешехода. Может быть встречным либо попутным.
- Скорость перемещения пешехода.
- Измеряют расстояния от кромки дороги: а) до транспортного средства; б) до пешехода.
- С какого расстояния водитель мог разглядеть пешехода.
При столкновении автомобилей на перекрестке:
- Значимость перекрестка. Он может быть равнозначным или неравнозначным. Учитывается местоположение главной и второстепенной дороги.
- Были ли на дороге светофоры, продолжительность работы сигналов. За информацией по последнему обращаются в ГИБДД.
- Время (также допустимо рассматривать путь и скорость) перемещения автомобиля, которое не имеет преимущества, с секунды появления риска для перемещения до момента ДТП.
Авария автомобилей за пределами перекрестка:
- Местонахождение автомобилей по ширине проезжей части до момента аварии и во время аварии. Учитывается дистанция от кромки дороги.
- Дистанция, которую преодолел транспорт, не имея преимущества, – с момента появления риска для перемещения до момента аварии, либо во время данного перемещения.
- Дистанции, которые автомобили преодолели с секунды смены направления перемещения до момента аварии.
Транспорт опрокидывается вследствие его заноса:
- Размер поперечного уклона, который идет от центра к кромке проезжей части.
- Радиус угла поворота проезжей части.
- Имеются ли следы юза, и где они находятся.
Главные вопросы экспертизы техсостояния ТС:
- В каком техническом состоянии авотранспорт? Рассматриваются тормоза, рулевое управление, ходовая и проч.
- Чем вызваны технические факторы поломки системы и узла?
- В какое время случилось появление поломки относительно момента дорожно-транспортного происшествия?
Чтобы решить все эти вопросы, эксперты должны получить доступ к осмотру транспорта или его неисправным деталям.
Вопросы о факторах поломки узлов решаются в пределах одновременного проведения автотехнического и металловедческого обследования.
Главные вопросы транспортно-трассологического исследования:
- Учитывая неисправности транспорта, установить механизм столкновения.
- Определить угол, под которым столкнулся транспорт.
- Установить сторону того транспорта, на котором возникло место столкновения.
Чтобы решить эти вопросы, экспертам дают возможность осмотреть неисправный транспорт. Допускается решение вопросов по цветным фотографиям в хорошем качестве, которые присылают в электронном виде. В приложении к фотографии необходимы протоколы освидетельствования места дорожно-транспортного происшествия и транспортного средства со схемами и таблицами.
Вышеперечисленный список вопросов не значится полным. Перед началом автотехнической экспертизы вполне возможны постановки иных вопросов, которые соответствуют рамкам компетенции специалиста и актуальному положению научно-методического фундамента технического исследования.
Выходящие за рамки компетенции автотехнического исследования вопросы, урегулирование которых имеет правовую основу или не требует использования особых технических знаний, в том числе:
- о несоблюдении водителем ПДД;
- о ключевом факторе проистекания ДТП;
- о времени появления риска для перемещения;
- о вероятности своевременного обнаружения помехи водителем;
- о первопричинах произошедших событий, возникших вследствие водительских действий;
- о поведении прохожих, должностных лиц и т.п.
Исходные данные, которые содержатся в постановлении и помогают решить вопросы, которые должны быть наиболее полными и достоверными. Когда возникают трудности в постановке вопросов и подборе исходной информации, следует обратиться за помощью к специалистам-автотехникам.