Автотехническая экспертиза

Судебная автотехническая экспертиза подразделяется на несколько видов, обусловленных объектами исследования и применяемыми методами. К ним относится:

  1. Изучение причин дорожно-транспортного инцидента.
  2. Изучение техсостояния транспорта.
  3. Изучение следов на транспорте и локации произошедшего инцидента. Этот вид экспертизы называют транспортно-трассологической диагностикой.
  4. Изучение последствий происшествия для установления стоимости ремонта, включающего полное восстановление автотранспортного средства.
  5. Оценка транспортного средства и прочих ТС для вступления в права наследствования.

Главные задачи автоэкспертизы по изучению обстоятельств ДТП

  1. Скорость, с которой ехало автотранспортное средство до начала торможения. В расчет берут имеющиеся следы торможения.
  2. Выявляют остановочный путь транспорта в имеющихся условиях на дороге.
  3. Выясняют расстояние между точкой столкновения автотранспортных средств и местом, где возник риск для движения.
  4. Выявляют, имелась ли у водителя вероятность избежать ДТП с учетом имеющейся у него информации.
  5. Выясняют расстояние от точки аварии, на котором должен был находиться водитель для того, чтобы успеть затормозить и избежать происшествия.
  6. Узнают максимальную скорость транспорта, разрешенную на имеющемся промежутке видимости дороги.
  7. Уточняют критическую скорость транспорта на повороте имеющегося радиуса в соответствии с условиями заноса.
  8. Вычисляют потенциальную дистанцию в перпендикулярном направлении, при которой удастся сместить полосу движения транспорта при имеющихся данных о временном промежутке или отдаленности от точки столкновения.
  9. Вычисляют минимальное безопасное расстояния при движении транспорта с имеющейся скоростью.
  10. Обращаются к требованиям ПДД. Выясняют, каким из них водитель должен был следовать в сложившихся обстоятельствах.

Сведения, относящиеся ко всем типам ДТП

  1. Автодорожная часть. Важно оценить дорожное покрытие (оно бывает из асфальтобетона, щебня, грунта и т.д.): в каком состоянии оно находилось (сухое, влажное, покрытое льдом или снегом), уклон (он бывает горизонтальным, в виде спуска, иногда рассматривается подъем в градусах).
  2. Видимость по отношению к направлению движения, а так же видимость возникшего препятствия с учетом времени и локации ДТП.
  3. Автотранспортное средство. Берется в расчет его модель, состояние, число находившихся в нем людей перед аварией, итог контрольного торможения в точке ДТП.
  4. Продолжительность и характер следов от колес автомобиля.
  5. Если следов торможения не было обнаружено, то выясняют, какая скорость была у транспорта в момент движения.
  6. Время, которое требуется водителю, чтобы отреагировать в сложившейся ситуации и постараться избежать ДТП.
  7. Местонахождение места происшествия по отношению к границам проезжей части.
  8. Оснащенность дороги: имеются ли светофоры, разметки, стоят ли в нужных местах дорожные знаки и т.д.

Дополнительная исходная информация

При наезде на пешехода, двигающегося в перпендикулярном направлении:

  • Время (также допустимо рассматривать тормозной путь, скорость), с которым пешеход двигался с момента появления риска для пешехода до момента происшествия.
  • Рассматривают ту часть автомобиля, которой водитель задел при столкновении пешехода.
  • Путь автомобиля при замедленной скорости до совершения наезда или после него.

Наезд ТС на пешехода, перемещающегося в параллельном направлении:

  • Направление перемещения пешехода. Может быть встречным либо попутным.
  • Скорость перемещения пешехода.
  • Измеряют расстояния от кромки дороги: а) до транспортного средства; б) до пешехода.
  • С какого расстояния водитель мог разглядеть пешехода.

При столкновении автомобилей на перекрестке:

  • Значимость перекрестка. Он может быть равнозначным или неравнозначным. Учитывается местоположение главной и второстепенной дороги.
  • Были ли на дороге светофоры, продолжительность работы сигналов. За информацией по последнему обращаются в ГИБДД.
  • Время (также допустимо рассматривать путь и скорость) перемещения автомобиля, которое не имеет преимущества, с секунды появления риска для перемещения до момента ДТП.

Авария автомобилей за пределами перекрестка:

  • Местонахождение автомобилей по ширине проезжей части до момента аварии и во время аварии. Учитывается дистанция от кромки дороги.
  • Дистанция, которую преодолел транспорт, не имея преимущества, – с момента появления риска для перемещения до момента аварии, либо во время данного перемещения.
  • Дистанции, которые автомобили преодолели с секунды смены направления перемещения до момента аварии.

Транспорт опрокидывается вследствие его заноса:

  • Размер поперечного уклона, который идет от центра к кромке проезжей части.
  • Радиус угла поворота проезжей части.
  • Имеются ли следы юза, и где они находятся.

Главные вопросы экспертизы техсостояния ТС:

  1. В каком техническом состоянии авотранспорт? Рассматриваются тормоза, рулевое управление, ходовая и проч.
  2. Чем вызваны технические факторы поломки системы и узла?
  3. В какое время случилось появление поломки относительно момента дорожно-транспортного происшествия?

Чтобы решить все эти вопросы, эксперты должны получить доступ к осмотру транспорта или его неисправным деталям.

Вопросы о факторах поломки узлов решаются в пределах одновременного проведения автотехнического и металловедческого обследования.

Главные вопросы транспортно-трассологического исследования:

  1. Учитывая неисправности транспорта, установить механизм столкновения.
  2. Определить угол, под которым столкнулся транспорт.
  3. Установить сторону того транспорта, на котором возникло место столкновения.

Чтобы решить эти вопросы, экспертам дают возможность осмотреть неисправный транспорт. Допускается решение вопросов по цветным фотографиям в хорошем качестве, которые присылают в электронном виде. В приложении к фотографии необходимы протоколы освидетельствования места дорожно-транспортного происшествия и транспортного средства со схемами и таблицами.

Вышеперечисленный список вопросов не значится полным. Перед началом автотехнической экспертизы вполне возможны постановки иных вопросов, которые соответствуют рамкам компетенции специалиста и актуальному положению научно-методического фундамента технического исследования.

Выходящие за рамки компетенции автотехнического исследования вопросы, урегулирование которых имеет правовую основу или не требует использования особых технических знаний, в том числе:

  • о несоблюдении водителем ПДД;
  • о ключевом факторе проистекания ДТП;
  • о времени появления риска для перемещения;
  • о вероятности своевременного обнаружения помехи водителем;
  • о первопричинах произошедших событий, возникших вследствие водительских действий;
  • о поведении прохожих, должностных лиц и т.п.

Исходные данные, которые содержатся в постановлении и помогают решить вопросы, которые должны быть наиболее полными и достоверными. Когда возникают трудности в постановке вопросов и подборе исходной информации, следует обратиться за помощью к специалистам-автотехникам.